Яндекс.Метрика

Сергей Плеханов


Биография

Я окончил школу в Нижнем Тагиле, большом пролетарском городе, над которым в полнеба клубилось облако разноцветных дымов (громадный металлургический комбинат привольно раскинулся среди жилых районов). Общественная атмосфера была под стать окружающей среде – повсюду было вольготно уличным бандам, драться, курить и материться начинали в 12-13 лет. Отроки группками тусовались во дворах, лущили семечки. Запомнились соревнования: кто дальше цыкнет слюной. Мне это искусство не далось, как и умение свистеть, заложив пальцы в рот.

Веяния хрущевской «оттепели» почти не ощущались – хотя по радио часто поминалось загадочное «мирное сосущество Вани», дети продолжали разучивать песенку о коричневой пуговке (как поймали шпиона, потерявшего эту самую пуговку с нерусскими буквами), играли в войну между немцами и нашими. Мир искусства был представлен блатными песнями под гитару, фильмами о рабочем классе с Николаем Рыбниковым и Надеждой Румянцевой, пьесами Погодина о Ленине в местном драмтеатре (Ильича играл отец моего одноклассника Вовки Черкасова, «Чиры»). Когда изредка среди этого морока вдруг проглядывали образы параллельной реальности («Великолепная семерка», «Человек-амфибия», комедии с Фернанделем), они все же не могли поколебать убеждение, что живем мы в лучшем из миров.

При всем однообразии общества, встречались иногда и странные личности, самим своим существованием напоминавшие о затонувшем в 1917 году Граде Китеже. Были они и среди учителей моей 32-й школы, первой (с 1959-го) в Тагиле немецкой спецшколы. Именно в этой школе до войны учился Булат Окуджава, впрочем, тогда мы ни о нем, ни о его тагильских годах не знали. (Пересечение многознаменательное – 20 лет спустя я разнес в пух и прах роман Окуджавы «Путешествие дилетантов» в «Литературной газете»). Хотя школа была по тогдашним понятиям элитной, не все ее питомцы выбились, что называется, в люди. Были и такие, что на заре жизни познакомились с алкоголем и крепко с ним подружились. Со всеми вытекающими последствиями…

В 1967 – 1970 я учился в МГИМО, в 1972 - 1978 – в Литературном институте имени Горького. Хотя эти годы принято бранить как застойные, на самом деле происходило подспудное освобождение молодого поколения от удушающих догм, постепенно делалось неприличным искание места под солнцем ценою принятия казенных «ценностей». В книгах и статьях все меньше цитировали «классиков», хотя редакторы и продолжали выкручивать авторам руки, чтобы они хоть в примечании помянули Ленина или на худой конец Материалы очередного съезда КПСС. Как раз тогда, когда стала отваливаться засохшая короста марксизма, я начал публиковать рассказы, публицистические очерки и критические статьи (первые датированы 1973 годом). В конце 1970-х годов приобрел известность нелицеприятным анализом творчества ряда «неприкасаемых» графоманов. Интересующихся ныне забытыми баталиями отсылаю к своей книге «Выбор пути».

Первой значительной работой считаю биографический роман о русском писателе-классике Алексее Писемском (1821 – 1881), вышедший в серии «Жизнь замечательных людей» (1986) после 4-х летнего терзания редакторами и цензурой. (Иной раз мне казалось, что стану первым писателем, «севшим» за убийство заведующего редакцией). В 1987 г. увидело жизнеописание знаменитого когда-то писателя Сергея Максимова (1831 – 1901), после большевистского переворота попавшего в черные списки. Ставлю себе в заслугу то, что первым (с 1981 года) стал публиковать произведения этого классика народоведения после десятилетий забвения.

На сегодня я автор 17 книг. И нескольких еще не изданных. Проза – фантастика и приключения (роман «Заблудившийся всадник» о борьбе за великокняжеский престол Руси в 11 веке, Роман «Завтрак на Голгофе» о событиях в Палестине в эпоху Иисуса, повести «Золотая баба» о событиях середины 18 века на Урале и «Командировка в тыл» о борьбе с антисоветскими повстанцами на Дальнем Востоке в годы Второй мировой войны). По повести «Золотая баба» снят популярный приключенческий фильм.

В 1991 году опубликована книга «Дело Гдляна. Анатомия политического скандала». В Москве издатели от нее шарахались, поэтому русский читатель ее почти не увидел, она вышла в Литве сразу после распада Советского Союза. В 1994 году появилась книга «Жириновский – кто он?» В них проанализирован феномен политического успеха личности, не отягощенной моралью, в эпоху смуты.

В поисках ответа, существует ли альтернатива той модели общества, которая базируется на скрытой манипуляции, я опубликовал несколько книг о современных политических лидерах Востока: султане Омана Кабусе бин Саиде, имаме исмаилитов Ага-Хане, правителе Ирака Саддаме Хусейне, эмире Катара Хамаде Аль-Тани, султане Брунея Хассанале Болкиахе. Сложилась своеобразная серия, пополнившаяся жизнеописаниями строителя первой славянской империи Святослава и царя-мученика Николая Второго. Длинные перечни венценосцев хранят летописи многих стран, но в памяти народов остаются лишь немногие имена…

Интервью у самого себя или Монолог, прерываемый наводящими вопросами

Трофеи высшего порядка