Ага-хан, который построил мост
Анатолий Юрков
Российская газета, 29.12.2006, с. 11

Сергей Плеханов написал книгу о человеке, который именем Аллаха помогает другим жить и верит, что все люди - братья
Наш вдруг обострившийся интерес к исламскому миру - не праздный: уж очень горяч этот мир. Чуть что - хватается за оружие: смерть гяурам!
Но есть и другой исламский мир, который именем Аллаха помогает человеку - лечит и учит его добру, милосердию, благородству, обувает-одевает, строит мосты и мир на земле. И свято верит, что все люди - братья.
Вот об этом добром мире и его подвижнике написал книгу Сергей Плеханов, воспитанник МГИМО, ставший не дипломатом, а писателем. Книгу, на мой взгляд, очень современную и своевременную.
...На склоне горы, нависающей над заоблачным Хорогом, как раз над тем местом, где самое высокогорное в Таджикистане шоссе, преодолев пограничный переход, направляется в Афганистан, десять лет назад была выложена камнями надпись... на английском языке Welcome Hazar Imam! - «Добро пожаловать, правящий имам!» Так административный центр Горного Бадахшана приветствовал первый в истории визит в бывшую советскую республику легендарного человека, ведущего свой род от пророка Мухаммеда - имама Ага-Хана IV.
Ничего удивительного по новым временам не было в том каменном привете - мусульмане Горного Бадахшана приветствовали своего духовного пастыря, как приветствуют христиане Папу Римского. Или как изображали мы на горных склонах ничего не значащие лозунги «Слава КПСС!», «Вперед, к коммунизму!», а где был зад, где перед у этого коммунизма, никто толком не знал. Удивительное открылось потом. Люди горной республики, искренне уважающие советскую власть, тайно чтили и своего духовного пастыря, которому дорога в Советский Союз была закрыта.
В России об Ага-Хане и сейчас мало знают. Но уж если и услышат, то непременно в оправе сенсаций, на которые богат нынешний день исламского мира. Так в начале своей книги «Раскрытая ладонь. Ага-Хан и его мюриды» заявляет Сергей Плеханов, предлагая нам познакомиться с выдающейся фигурой современного Востока. У писателя Плеханова это не первая книга о вершителях судеб исламского мира, который он изучает пристально и доброжелательно.
Ага-Хан - имам исмаилитов, духовный глава одной из стволовых ветвей шиитского ислама. Историки по-разному описывают эту фигуру. «Кто такой Ага-Хан?.. Его губительное могущество, основанное на поддержке англичан, тянется до самых наших пределов и проникает на Памир, - писал советский историк Б. Лапин в прошлом веке. - Ага-Хан - это римский папа, далай-лама и хутухта для последователей секты исламистов... Сам Ага-Хан живет в индийском городе Бомбее, носит титул принца Британской империи, председательствует на всех мусульманских конгрессах и владеет огромными заводами в бомбейском резидентстве. Время от времени он наезжает в Европу. Танцует в Париже последние модные танцы, держит лошадей на лондонском дерби, и все европейские журналы помещают фотографии «его высочества» принца Ага-Хана на борту яхты «Гималайа» в Марсельском порту...»
Это сказано о том самом Ага-Хане III, деде нынешнего имама, который был в свое время избран президентом Лиги Наций и который приложил много стараний, чтобы не дать Гитлеру развязать мировую войну.
Книга Сергея Плеханова о его внуке Ага-Хане IV, который построил мост через пограничную реку Пяндж, напрямую соединив высокогорный Бадахшан с большим миром.
Осенью 2002 года Ага-Хан завершил строительство моста через Пяндж. И тем самым соединил две части Бадахшана - таджикскую и афганскую. Да, инженерные характеристики того моста не поражают воображение: длина - 135 метров, ширина - 3,5 метра, грузоподъемность 25 тонн. Два автобуса и два грузовика на таком мосту не разъедутся. Да и стоимость его невелика - 385 тысяч американских долларов.
Но столетиями двум великим государствам России (СССР) и Афганистану не по карману были такие расходы. Ага-Хан же и его исмаилистский фонд, на чьи деньги построен мост, планируют (и уже выделены средства) построить еще четыре подобных моста над бурной рекой, вечно разделявшей государства и народы. И даже один по крови, вере и родству народ.
Дело не в том, насколь велики или малы эти мосты. А в том, что по ним, если постараться, можно организовать автотранспортный коридор до Пакистана, а оттуда выйти к портам Индийского океана. С заоблачного Памира - через Гиндукуш - на Карачи, Бомбей, Калькутту и далее везде. Такая вот география. Таджикский Горный Бадахшан с помощью фонда Ага-Хана становится участником планетарного процесса глобализации.
Мечтает ли Ага-Хан IV объединить исмаилитов, живущих по разные стороны Пянджа, в одно, самостоятельное государство? Может, и мечтает. Но не более. Он хорошо осознает реальности современного мира. Исламская вера доминирует во многих государствах Азии и Африки. Но никто из умных и трезвых политиков не пытается их объединить в одно мегагосударство. Хотя вера и становится второй доминантой - первой все-таки остается национальный признак. Первой к осознанию этого, пожалуй, пришла просвещенная Европа, распахнув свои двери людям всех конфессий, но оставив границы государств.
Столкновение цивилизаций и религий - такую картину современного мира пытаются навязать нам некоторые политики и аналитики, до смерти напуганные американской трагедией 11 сентября 2001 года. И кто-то принимает этот взгляд. А впавшая в шок Америка благословляет своих солдат на богопротивное дело: огнем и мечом «наказать» иноверцев в Ираке, абсолютно не причастном к американской трагедии. И «наказывает» так, что уже больше жертв понесла от собственной агрессивной политики в Ираке, чем от терактов 11 сентября...
Ага-Хан IV в окружающем мире видит широкую возможность для сотрудничества и творения добра. Вот как он сам оценивает этот процесс.
«Таджикистан оказался в центре одного из самых интересных сплетений настоящего времени... Здесь и в других центрально-азиатских республиках встречаются три великие культуры: бывший коммунистический мир, мусульманский мир и Запад. Результат слияния этих культур в Таджикистане мог бы весьма повлиять на то, как станут разворачиваться исторические события в ближайшие десятилетия...» Нет, он не антикоммунист, хотя и является главой религиозной организации, разбросанной по 25 странам мира.
«Коммунистический мир, - дает он свою оценку, - хотя и потерпел крах экономически, сделал значительные успехи в общественной жизни,в особенности это касается роли женщины, и добился внушительной социальной сплоченности в Таджикистане».
Может, он пришел к такому выводу, побывав в Таджикистане, Киргизии, Казахстане после того, как они стали самостоятельными государствами. То, что имам увидел на Памире, привело его в восхищение: советская система образования, ее достижения намного превосходят все в этой области, что есть в третьем мире и в большинстве развитых стран. И он хочет участвовать в умножении этого богатства. Ага-Хан и его организации разработали проект первого в мире Горного университета. В Хороге, административном центре Горного Бадахшана, началось строительство центрального отделения университета, в Норыне (Киргизия) и Текели (Казахстан) двух его филиалов. Четверть миллиарда долларов стоимость проекта, 18 спонсорских миллионов Ага-Хана уже работают.
Говорят, что к идее университета имама подтолкнул удивительный факт: в Горно-Бадахшанской автономной области при советской власти процент специалистов с высшим образованием был выше, чем в остальных провинциях Таджикистана. И это при том, что Горный Бадахшан географически расположен в труднодоступном районе Памира, на самой высокогорной границе с Афганистаном.
В своей книге Сергей Плеханов открывает для читателя новый мир. Для многих - абсолютно неизвестный. Но это часть нашего общего мира, который мы обязаны знать. Чтобы не наломать дров, «отрекаясь от старого мира».